БАКАЛАВРИАТ
Общественное здоровье и здравоохранение
Составление программы обусловлено тем, что существует широкий круг вопросов, которые должны изучать все студенты независимо от профиля факультета и будущей специальности. Это, прежде всего, вопросы общественного здравоохранения и здравоохранения, социальной медицины, медицинской статистики и т.д.
Общая трудоемкость: 2 кредита (72)
Аудиторные занятия: 36 часов
Самостоятельная работа студентов: 36 часов
Семестр: 8
Итоговый контроль: зачет
Биоэтика
Проблемы биомедицинской этики находятся в центре внимания деятельности крупных научных международных конференций с изданием ряда специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике создаются при национальных медицинских ассоциациях, а также при ряде международных организаций, таких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и др. В 1996 году Совет Европы принял Конвенцию о правах человека и биомедицине. Биомедицинская этика была введена в качестве обязательной медицинской дисциплины в высших и средних медицинских учебных заведениях Северной Америки, Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В решениях 4-й конференции ВОЗ по проблемам преподавания биомедицинской этики (Женева, 1994 г.) отмечалось, что преподавание этой дисциплины должно быть не избирательным, а обязательным.
Формирование нравственного сознания врачей должно включать в себя ознакомление с нравственными традициями в медицине.
Развитие биомедицинской этики было обусловлено революционными достижениями в области высоких биомедицинских технологий, развитием концепции "смерти мозга" в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбрионов, молекулярной биологии и медицинской генетики (генетической диагностики и генной терапии) и др.
Вышеизложенные обстоятельства делают крайне необходимым изучение дисциплины "биоэтика", которая позволит студентам медикам освоить основы современных биоэтических знаний применительно к сфере своей будущей профессиональной деятельности. В то же время преподавание биомедицинской этики станет важным шагом в реформировании всей системы преподавания социальных дисциплин в медицинских вузах, являясь связующим звеном между современным арсеналом гуманитарных знаний и реальными и наиболее актуальными проблемами медицинской науки и практики.
Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой практике, а также соответствует обычному плану представления соответствующих зарубежных учебников и учебных пособий. Включение некоторых специфических тем обосновано традицией преподавания и тем, что разработка концептуальных основ биоэтики всегда была связана с обсуждением и выработкой нравственно обоснованных подходов к решению некоторых специфических проблем медицинской науки и практики. Именно моральные проблемы репродукции, генетики, трансплантологии, ухода за умирающими пациентами, эвтаназии, прав психиатрических больных и больных СПИДом в разное время находились в центре внимания и стимулировали теоретическое развитие биомедицинской этики.
Общая трудоемкость: 2 кредита (72 часа)
Аудиторные занятия: 40 часов
Самостоятельная работа студентов: 32 часа
Семестр: 3
Итоговый контроль: зачет
Биостатистика
Биостатистика - это применение статистической аргументации к медико-биологическим наукам. Это ключ к оценке и интерпретации данных, собранных исследователями, и доказательств, представленных в научной литературе. Биостатистика является важным инструментом для каждого исследователя общественного здравоохранения, поскольку она предоставляет набор точных методов для извлечения значимых выводов из данных. Курс «Введение в биостатистику» охватывает выборочную статистику, теорему о центральном пределе, доверительные интервалы, проверку гипотез и оценку значения p, а также использование некоторых основных статистических методов. Студенты будут практиковать оценку изменчивости выборки, применение методов проверки статистических гипотез, интерпретации данных и выполнение расчетов на основе реальных данных из опубликованных исследований.
Доказательная медицина (факультатив)
За последние четыре десятилетия в медицине появилась новая область знаний - доказательная медицина. Буквальное толкование его - "медицина, основанная на фактах “или, что более точно отражает значение термина,” научно обоснованная медицинская практика“, или”наука и доказательная медицина". Наука и доказательная медицина - это новый подход, направление в технологии сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Это интеграция лучших научных данных с клиническим опытом врача и ценностями пациента, добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических испытаний для выбора лечения для конкретного пациента. В связи с этим современный врач должен быть не только информирован о новейших медицинских технологиях, но и знать, почему тот или иной метод лечения можно считать эффективным и безопасным.
Общая трудоемкость: 2 кредита (72)
Время занятий: 32 часа
Самостоятельная работа студентов: 40 часов
Семестр: 10
Итоговый контроль: зачет
Экономика
Экономика здравоохранения – одна из относительно новых, но активно развивающихся областей экономической науки.
Курс составлен по основным аспектам экономики здравоохранения, изучение отраслевой экономической науки дает студенту понятия об экономических отношения и о законах влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья людей при наличии определенного количества ресурсов.
Гигиена окружающей среды
В системе высшего медицинского образования особенно важная роль в формировании мировоззрения врача принадлежит основной профилактической дисциплине, которой является гигиена. Развитие осознанного понимания взаимосвязи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью у студентов-медиков является необходимой предпосылкой их активного участия в проведении научно обоснованных и эффективных лечебных мероприятий, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
При подготовке врача-медика необходимо рассматривать здоровье человека как категорию, которая формируется под воздействием сложного, взаимосвязанного комплекса природных, антропогенных и социальных факторов. Преподавание гигиены имеет особое значение в формировании медицинской деятельности, в решении задач профилактики заболеваний, в развитии экологического мышления учащихся.
Общая трудоемкость: 4 кредита (144)
Аудиторные занятия: 72 часа
Самостоятельная работа студентов: 72 часа
Семестр: 5
Итоговый контроль: экзамен
Эпидемиология
Эпидемиология - это наука, которая формирует основу для любых действий в области общественного здравоохранения, а также клинических решений, базирующихся на наиболее оптимальных имеющихся научных данных.
Эпидемиология, происходящая от трех греческих корней (epi означает "на", demos означает "люди" и logia означает "исследование"), теперь относится к изучению распространения связанных со здоровьем состояний или событий и факторам определяющим их в определенных группах населения и применению результатов такого исследования для контроля проблем со здоровьем.
Существуют следующие сферы применения эпидемиологии, которые были и будут представлены нашим студентам
- Описание состояния здоровья населения и методов выявления возможных детерминантов здоровья и заболеваний внутри определённой группы
- Описание естественной истории болезней
- Выявление причинно-следственных связей и понимание предпосылок рекомендаций в области общественного здравоохранения
- Оценка мероприятий и соответствующих групп населения для принятия конкретных мер реагирования
Ключевой вопрос аналитической эпидемиологии был недавно перенесен из плоскости популяционных взаимоотношений на индивидуальный уровень и в значительной степени перестал функционировать в виде элемента междисциплинарного подхода к пониманию причинно-следственной связи заболеваний в популяциях, будучи рассматриваемым как серия универсальных методов оценки связей между подверженностью к заболеваниям и самими заболеваниями у отдельных людей. Это послужило основой доказательной медицины (клинические решения на основе наилучших имеющихся научных данных)
Общая трудоемкость: 3 кредита (108 часов)
Аудиторные занятия: 54 часа
Самостоятельная работа студентов: 54 часа
Семестр: 9
Итоговый контроль: экзамен
История медицины
История медицины как наука, изучающая развитие медицинской теории и практики, тесным образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов. Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития.
Информационная деятельность по охране и укреплению здоровья
Укрепление здоровья, наряду с охраной здоровья населения, являетсянеотъемлемым элементом общественного здравоохранения. Как инструмент, направленный на содействие здоровому образу жизни, повышению информированности индивидуума и общества в целом, укрепление здоровья играет огромную роль в оздоровлении и повышении качества жизни населения, особенно, в развивающихся странах.
Укрепление здоровья сегодня охватывает многообразие видов деятельности с целью улучшения состояния здоровья личности и сообществ и требует от медицинских работников владения широким диапазоном знаний и навыков по повышению осведомленности населения в области охраны своего здоровья и предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на состояния здоровья организма.
Цель курса - дать некоторые основополагающие знания по теории и практики укрепления и охраны здоровья человека и общества и методам коммуникации в области укрепления здоровья отдельных групп населения.
Микробиология, вирусология и иммунология
В общей системе подготовки врачей микробиология занимает особое положение: это наука о биологии микроогранизмов. Микробиология дает фундаментальные общебиологические знания и формирует врачебное мышление, а с другой стороны является базой для изучения других дисциплин, прежде всего клиники инфекционных
болезней.
Курс микробиологии включает три самостоятельные науки: бактериологию, вирусологию и иммунологию.